e52eacae

Варган: история и уроки игры

Варган — самый старинный самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. В какой-то версии варган встречается в античных цивилизациях многих людей мира.

Дедом сегодняшнего варгана был так именуемый пластинчатый варган. Для его изготовления хваталась узкая, тесная пластина — длиной 1–2 см, шириной 10–15 см — и разрезалась вдоль, по всей длине, на 3 части. Последние части пластинки с двух концов прижимались устами либо прильнули одной рукою к зубам, а по средней части — язычку — пальцами другой руки наносились удары. Пока люди не могли знать железа, они производили варганы из имевшихся в их постановлении элементов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и тростник.

Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления данного прибора были вплоть до 30-х годов ХХ столетия у большинства людей Юга и Далекого Запада. На Юге с незапамятных времен почитались 3 святые вещи: бык, пламя и бубен; варган являлся „женским“ примером бубна — не случайно у чукчей, коряков и прочих людей он носил название „зубной бубен“ („ванны-яяй“). Варган был неустранимым участником шаманских камланий вровень с бубном, а время от времени даже сменял его. Бубен открывал шаману маршрут в другие миры, варган же берег его — призывал духов-защитников, служил средством общения с ними (надо сказать, варган как средство передачи закодированной информации когда-то активно применяла сицилийская мафия). Некоторые из металлургов, делавших варганы, считались родными шаманов (это сохраняется и в наши дни). У людей тюркской компании варганная музыка также имеет многолетние традиции. На территории России искусством игры на варгане обладают в Башкортостане, Хакассии, Якутии, на Алтае и в прочих участках, где сосредоточено тюркское население.

В эпоху сталинизма варган был запрещен как вредоносный остаток прошлого, например из-за его узкой связи с шаманизмом. Невзирая на это, младшие поколения смогли оставить традиции игры на варгане и дать их собственным детям и потомкам. В середине 1960-х — конце 1970-х годов энтузиазм к варганной музыке снова стал увеличиваться, что было соединено с открывшимся ходом восстановления народных цивилизаций, со свежими увлечениями эзотеризмом, шаманизмом, с желанием знать натуральные звуки природы. В конце концов, в различных государствах в настоящее время развивается энтузиазм к аутентичности выполнения — в том числе всенародной музыки, как восточной, так и западной.

Республика Саха (Якутия) — один из основных всемирных центров изготовления варгана и игры на нем. Варган — хомус (тюрк. „музыкальный инструмент“) — тут является инвентарем, способным дать все наши ощущения. Музыка базируется не на мелодии, а на выражении исполнителем собственных чувств, на проигрывании свойственных расположений духа, имитации звуков природы, время от времени на лирическом рассказе — когда через варган проговариваются слова (данный прием именуется „говорящий варган“). Если хотите купить варган в Челябинске посетите сайт chelyabinsk.varganshop.ru.

Восстановление в Якутии в 1970-х гг. игры на хомусе случилось благодаря действиям якутского исполнителя, деятельного пропагандиста варганной музыки Евгения Алексеева. Он считается академическим работником Факультета языка, литературы и истории Якутского отделения Сибирского отдела АН России, экспертом по опытной фонетике, и хорошо соединяет академическую деятельность с излюбленным занятием. Евгений Алексеев — вице-президент Интернационального центра варганной музыки (центр располагается в городке Якутске; там же находится эксклюзивный Музей хомуса людей мира), кроме этого он известен как создатель и музыкант комплекса „Алгыс“ („Algys“). Как эксперт и как деятель, Евгений Алексеев акцентирует 12 главных способов варганной игры: „ведущий“— звуки, образуемые лишь от перемещения язычка хомуса, при свежий артикуляции органов речи и без пульсации голосовых связок; „гусиное пение“— классическое звукоподражание, краешек языка исполнителя дискретно касается альвеол, жесткого и мягкого неба; „пение жаворонка“— язык дрожит вертикально в полости рта при максимальном ее размере; „небный“— звучание образовывается прерывающимся ходом небной шторы и задней части языка; „гортанный“— звуки, образуемые методом пульсирующих смыканий и размыканий глотки; „губной“— звуки, появляющиеся при перемещении губ исполнителя, которые моментально затрагивают вибрирующего язычка хомуса; „высокий“— звучание при предельном сужении всех артикуляционных органов, „низкий“— звучание при предельном выявлении артикуляционных органов; „стаккато“— звуки, получающиеся при нажатии огромным пальцем левой руки на основание язычка хомуса у выпуклого ободка и упоре кончика языка в пластинку; „придыхательный“— звуки, появляющиеся при вдохе и выдохе исполнителя; „ударный“— пальцы левой руки ударяют по язычку на себя и от себя в разных композициях; „двухголосный“— соединение прошлых способов, при котором появляется особый обертон. Применяя такой состоятельный запас способов, любой деятель может добиться особенной выразительности самых важных средств музыки — ритма, мелодии и согласии. В республиках Алтай и Тыва очень многие варганисты соединяют игру на варгане с горловым пением, формируя на собственных представлениях воистину тайную окружающую среду.

Варган был весьма известен и на Руси, при этом играли на нем тут в основном девушки. Вот какие данные про это приборе доводятся в Словаре Отечественной Академии за 1789 год: „Варган — стальное мусикийское оружие, простонародием используемое: шириной около вершка, которого картина в украшение нагнута, от такого же места, где украшение не довершается, простерты 2 одновременно идущих квадратных брусочка, к концу головки приваривается железная полоса, проходящая между брусков не трогая их, имеющая на конце крюк. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и производя дух и приводя в перемещение перстом металлическую полоску“.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий