e52eacae

Москвич теряет покупателей, не выполняет «план Мозера» и срывает «план Собянина»

Вот только сегодня мы выложили большой материал по результатам третьего квартала в части продаж новых легковых автомобилей, а теперь в заметках будем разбирать подробности, ибо в них — вся прелесть. Начинаем с Москвича.

На прошедшей в конце августа выставке МИМС-2023 директор завода Ханс-Петер Мозер сообщил о сокращении планов выпуска автомобилей: вместо обещанных мэром Собяниным 50 тысяч в этом году и 100 тысяч — в следующем в 2023-м с конвейера должны сойти всего 27 тысяч Москвичей, из которых 4,1 тысячи придутся на электрические версии. План на 2024 год — 44 тысячи машин, из которых 4 тысячи электрические. Приведение ожиданий к реальности — дело нужное, однако что нам говорит статистика постановок на учет, оказавшаяся в распоряжении редакции Дрома?

Оказывается, в первые 9 месяцев на учет встали всего 7559 Москвичей, и до конца года дотянуть до 27 тысяч совершенно нереально. Дело в том, что в третьем квартале, в отличие от всех крупных игроков рынка, дорогие мои Москвичи только и делали, что теряли покупателей, а конкретно: в июле на учет встали 1718 штук, в августе — 1334, а в сентябре — всего… 1111 машин! Для полноты картины дадим раскладку второго квартала: апрель — 473 штуки, май — 1222, июнь — 1232. Что случилось? Ведь дилерская сеть постоянно расширяется — вот уже скоро и на Сахалине должен открыться салон, если, конечно, там найдется подходящий партнер. 

Очевидно, что падение связано с возросшим с 1 августа утильсбором, ведь теперь в цену машины российской сборки, пусть и отверточной, включены аж триста тысяч рублей, которые мы должны дарить нашему государству. Собственно, именно с 1 августа «Москвич» официально увеличил ценник. Менеджмент сейчас пытается компенсировать падение. Скажем, в октябре завод дает скидку аж в 170 000 рублей с цены при сдаче старой машины в трейд-ин, причем сдать ее может даже ближайший родственник. К примеру, если за Москвичом пришел внук, то сдать машину может его бабушка. А что? Покаталась — и хватит, надо дать дорогу молодым. 

Итак, в третьем квартале на учет встали 4163 Москвича, из них на электрические исполнения пришлись всего 154 покупки. Если вся проданная «зелень» была выпущена в нынешнем году, то, представьте себе, исполнения с ДВС постовой сборки прошлого года еще остались на складах, причем в изрядном количестве. По официальным данным, в конце 2022-го на заводе собрали только 400 машинокомплектов с ДВС, но только в третьем квартале 2023-го число таких образцов, вставших на учет, составило 149 штук. Неужели собрали сильно больше и продают до сих пор? 

Из 154 электромобилей в частные гаражи ушли всего 28 штук, остальные были распределены по гаражам бюджетных организаций, польза от которых весьма сомнительна. У бензиновых версий пропорция покупателей — в пользу «физиков», на которых пришлось 68% сбыта, остальные — те юрлица, которые смогли отбрехаться от электрических версий, в их числе и Росгвардия. Собственно, о бюджетных потребителях Москвичей мы напишем в отдельной заметке, однако уже сейчас ясно, что они не в состоянии поддержать завод и обеспечить хоть сколько-нибудь ощутимую долю сбыта. 

Возникает резонный вопрос — что делать? Поскольку мгновенно повысить локализацию и сократить некомпенсируемую часть утильсбора хотя бы наполовину просто невозможно, нужно пробивать — вот прямо через самые кремлевские верхи — включение территории «Москвича» в особую экономическую зону — только это поможет сократить убытки. Ну и да — до начала сварки кузовов придется урезать выпуск машин настолько, насколько это вообще возможно… 

И еще один момент. Снова вернемся к выступлению Ханса-Петера Мозера на МИМСе. Он сказал, что локализация большинства компонентов возможна лишь при существенных объемах — от 100 000 в год. Поскольку в реальности таких объемов на «Москвиче» в ближайшие три года не предвидится, г-н Мозер предложил кооперацию «Москвича», АВТОВАЗа, ГАЗа, УАЗа и даже КАМАЗа и привел в пример кооперации брендов в концерне Geely и Chery. С одной стороны, пример этот нельзя считать корректным, потому что Мозер предлагает сотрудничество разнородным заводам, кивая на группы брендов, взращенных в рамках одной большой стратегии, изначально предполагавшей глубокую унификацию. 

Интересно, что Александр Виноградов, который отвечает на АВТОВАЗе за коммуникацию с Минпромторгом, сразу же после выступления Мозера сказал нам в интервью, что такая кооперация невозможна. 

Короче говоря, мы искренне желаем «Москвичу» твердо встать на ноги и всячески болеем за московский завод, однако пока его перспективы представляются весьма туманными, а существование сугубо дотационным. С другой стороны, выпускать машины, наверное, лучше, чем каждый год перекладывать плитку и газон на одной и той же улице с помощью азиатов-гастарбайтеров…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий